вторник, 26 февраля 2013 г.

Фантазируем с удовольствием!



«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… ». (Д. Дидро)
          Можно ли научиться фантазировать?
          Безусловно, поскольку воображение, как и любой психический процесс, подается целенаправленному управлению.
          Что такое творческое воображение?
          Это высший уровень развития воображения. Оно предполагает создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор.
        
  Надо ли развивать творческое воображение дошкольников, если детям и так свойственно фантазировать?
          Обязательно, причем целенаправленно и систематически. Поскольку любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство и т.д.) требует эффективной работы этой психической функции.
          Есть ли приемы стимулирования творческого воображения?
          На сегодняшний день существует около 70 методов. В психологии известно несколько основных, традиционных механизмов воображения, которые позволяют создавать новые образы, а также альтернативные методы развития творческого воображения, созданные на их основе. Многие из этих методов могут быть успешно использованы при работе с дошкольниками, причем не только на занятиях, но и дома. Давайте рассмотрим некоторые из них. И начнем с традиционных - это агглютинация, гиперболизация и акцентирование. Несмотря на названия, суть их очень проста.
          Агглютинация – это самое простое, что умеет воображение. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект. Вспомните кентавра, русалку, сфинкса, единорога, избушку на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы. И не только мифические. У вас в квартире есть...кресло-кровать, или, например, кухонный комбайн!
          Агглютинация лежит в основе игрового тренинга «Фоторобот», который пользуется большой популярностью у дошкольников. Детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом, один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Интересные работы получаются также из кусочков открыток или журнальных иллюстраций. По окончанию задания обсуждается результат: что это за животное, как его называют, чем питается и т.д.
          Следующий прием творческого воображения – акцентирование. Это выделение, подчеркивание какой-то одной детали или свойства предмета. Цель акцентирования - обратить внимание на эту деталь. Этот прием часто используют, чтобы выделить какое-нибудь качество человека. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Этим приемом пользуются художники, когда рисуют на кого-то дружеские шаржи или карикатуры. Например, изображают любопытному длинный нос, прожорливому — большой живот, жадному — длинные руки.
          Прием акцентирования помогает при запоминании учебного материала. Например, Ваш первоклассник никак не может запомнить, что гласные надо проверять ударением. Нарисуйте вместе с ним слабенькую, хилую гласную с тонкими ручками, а рядом — сильную гласную с молотком-ударением в руке, и Ваш малыш уже никогда не забудет это правило. Если тренироваться, то можно научиться рисовать картинки мысленно, придумывать стихи, истории, в которых делается акцент на нужном материале.
          Мозговой штурм - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет работа по расширению детского кругозора. Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации, например:
- спасение сказочных героев (Красной Шапочки от Волка),
- решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, чем и на чем рисовать?).
          С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Например, земляне построили для своих детей космический детский сад (подводный, небесный и пр.). Как он выглядит? Какие проблемы возникнут у детей и взрослых?
          Метод морфологического анализа предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Например, вы решили придумать новый, необычный образ Бабы Яги. Количество характеристик выбираете произвольно (например, возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.) Чем младше дети, тем меньше характеристик изначально задается. Для удобства все предлагаемые характеристики занесите в таблицу: по горизонтали – возраст Бабы Яги, по вертикали – остальные характеристики. Теперь приступайте к самому главному – совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино. И получаете, например, что Баба Яга в раннем детстве это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике. Аналогично можно работать и с рукотворными предметами (попробуйте придумать новый вариант будильника или автомобиля) или конструировать сюжет новой сказки.
          Как играть  с ребенком  5-6 лет в игры с использованием этого приема?
    Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда»)  и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.
          В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте  форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась  на машине…и т.д.»
    Или, например, соединить заводного мишку («игрушка») и тарелки («посуда»). Что из этого может получиться?  Мишка, бьющий в тарелки! А для чего он нужен будет? Если  раньше он,  как игрушка-забава, просто кружился на месте, то теперь он хлопает в тарелки! Зачем? Например, звон тарелок обозначает сигнал: «Пора за стол! Время обеда пришло». Т.е. объект изменил свою функции, а вслед за этим может поменяться и его место:  раньше стоял в игровом уголке, а теперь в кухне, столовой.
    В такие игры можно играть с оси координат, на которой по вертикали и горизонтали раскладываются картинки, относящиеся (и это обязательное условие!) к двум различным классификационным группам. Тогда играть можно до бесконечности, перебирая варианты, придумывая функции (основное дело), добавляя части, меняя признаки  и т.д. 
          Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного,  где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.
          Этим  же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с  ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:
- Где наш герой будет жить?
- Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?
- Кто будут его друзья, а кто враги?
- Что интересного с ним произойдёт?
- Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?
- Чем закончится сказка?
          С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).
     Заканчивая наше знакомство с методом морфологического анализа, как  средства развития творческих процессов, разрешите обратиться к цитатам книги «Тренировка ума. Упражнения для развития повышенного интеллекта» Т.Вуджека:

 «Воображение играет важную роль в интеллектуальной жизни большинства людей. Химики пользуются воображением для того, чтобы представить себе молекулярные связи. Модельеры мысленно прикидывают, как будет сидеть платье. Бизнесмены мысленно прикидывают, как изменятся цены на рынке. Гроссмейстеры в уме разрабатывают стратегию игры».

Комментариев нет:

Отправить комментарий