понедельник, 4 февраля 2013 г.

«Мнемотаблицы для быстрого заучивания стихотворений»





В течение нескольких лет в своей работе, я уделяю большое внимание развитию связной речи у детей. Чтобы научить дошкольников связно, последовательно и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказы из окружающей жизни, я использую мнемотехнику. Это система приёмов, облегчающая запоминание, увеличивающая объект образования дополнительных ассоциаций.
          Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, которые позволяют детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
          Обучение старших дошкольников на основе мнемотехнических таблиц позволяет развить не только речь , но и все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение ), общие способности и интеллект. Дети усваивают способы познания мира, способы обработки поступающей информации.

                                      http://images.yandex.ru/yandsearch.
           
Научить ребёнка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли – ещё одна важная задача. Трудные для восприятия детей темы, с помощью мнемотаблиц, раскрываются ненавязчиво, легко, интересно и доступно.
          Заучивание стихов вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции. При заучивании стихов с детьми я поставила перед собой следующие задачи: побудить интерес у детей к занятиям, увлечь их, вызвать желание знать стихотворение, помочь понять содержание, научить выразительно читать, закреплять произношение каких – либо звуков, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый доступный вид деятельности.
          В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Детям сложно запомнить строки стихотворения, поэтому я стала учить с детьми стихи с помощью нарисованных картинок. С нарисованными образными картинками эффективность запоминания увеличилось.
          Суть этого способа в следующем: ребёнок слушает стихотворение и соотносит его логические части с подходящими картинками – устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью. Благодаря этому ребёнок лучше понимает содержание стихотворения. А раз понимает, то гораздо лучше запоминается.  Итак: 1)выбираю стихотворение для заучивания 2) Выразительно его читаю 3) Разбираю стихотворение на блоки и рисую возникшие образы на бумаге 4) Читаю данные строки для каждого блока и сопровождаю показом рисунка 5) Прошу ребёнка повторить, а затем рассказать, использую только ассоциации, то есть по нарисованным рисункам 6)Заключительный этап – рассказывание стихотворения без помощи картинок.
          Когда дети уже привыкли к такому способу запоминания стихотворения с показом картинок, они изъявляют желание сами рисовать картинки. Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры , она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, что особенно важно детям с проблемами в развитии. С помощью этой методики и настроя на позитивный результат, дети получают от этого огромное удовольствие. У них появляется фантазия, существенно сокращается время для заучивания стихов, и кроме этого развиваются творческие способности детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий