среда, 20 февраля 2013 г.

Проект. Волшебный сундучок творчества

Волшебный сундучок творчества.
(«Морфологический анализ
(Технология ТРИЗ) в детском саду»).

Автор: Шавикова Т.И.
         Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу­чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
         Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под­вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработа­ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.активнос­ти, стремлеия к новизне; речи и творческого воображения.
         Вместе стем ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учрежде­ний массово не внедряется, поскольку недостаточно разработа­ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.
         Одним из элементов ТРИЗ-технологии является метод морфологического анализа.
                   Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.
         Метод создан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. Получил известность с 1942 г. (США).
         Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности. Применяется при исследовании проблемных ситуаций и выборе направлений решений.
         Морфологический анализ может быть использован для создания условий, облегчающих поиск новых идей и решений при формирования портфеля ценных бумаг. С помощью комбинаторики можно получить все теоретически возможные варианты исполнения.
         Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.
         Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.
         Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:
1.     Точно сформулировать проблему.
2.     Определить важнейшие элементы объекта.
3.     Определить варианты исполнения элементов.
4.     Занести их в таблицу.
5.     Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
6.     Выбрать оптимальный вариант.
         Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.
         Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
         Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
         Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.
         Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их
         Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д. 
         Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного,  где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.
         Этим  же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с  ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:
- Где наш герой будет жить?
- Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?
- Кто будут его друзья, а кто враги?
- Что интересного с ним произойдёт?
- Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?
- Чем закончится сказка?
         С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).
         Если ребенок с детства овладеет таким приёмом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического природоведческого литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:
·      выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства);
·       время, место существования, обитания;
·       положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;
·       классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.
         Данный инновационный проект основывается на материалах пособий С.Гин, которые представляют собой практический материал по сис­темному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду.

                   Задачи проекта
- Сформировать рабочие группы педагогов по использованию морфологического в традиционных занятиях по различным образовательным предметам.
- Модернизировать формы воспитательных занятий в соответствии с применением морфологического анализа и возрастными психолого-педагогическими особенностями дошкольников.
- Создать службу мониторинга результатов эксперимента по внедрению морфологического анализа.
- Внедрить компетентностный подход в учебно-воспитательный процесс для формирования успешной личности дошкольников и повышения профессионализма педагогов.
- Развивать у дошкольников навыки сильного мышления и творческого воображения с помощью специальных упражнений и методов работы, с использованием в образовательной деятельности элементов ТРИЗ.
- Развивать поисковую активность воспитанников, обучать решению нестандартных творческих задач: изобретательских, исследовательских и т.д.;
- Учить коллективной познавательной деятельности, ведению проблемного диалога,       терпимости и в то же время сомнению при соприкосновении с необычной, отличающейся точкой зрения;
- Воспитывать у дошкольников позитивное и конструктивное отношение к окружающей действительности.
                   Гипотеза:
         При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения метода морфологического анализа  будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).
         Обоснование актуальности разработки
         Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
         Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту элементы ТРИЗ-технологии, а именно морфологический анализ, позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
         Целью использования данного метода в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поиск новых форм работы, а также формы и методы обучения.активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Цель 1 этапа:
1. Повысить свой профессиональный уровень;
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ и метода морфологического анализа для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Знакомство с инновационными технологиями;
2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.
Перспективный план работы:
I.Подготовительный этап
1. Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. сентябрь Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей. Реферат.
2. Чтение методической и педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по теме. Сентябрь Просмотр литературы: Лекции, семинары – практикумы, занятия, родительские собрания, консультации. Составление плана полученных при изучении материалов.
II.Работа с детьми
1. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса. Сентябрь: Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий.
2. Обследование речи и творческого воображения детей. Октябрь - апрель Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения Диагностика детей.
3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Ноябрь Игрушки, дидактические игры. Создание развивающей среды в группе. Оформление уголка для творческого развития детей.
III. Работа с родителями
1. Знакомство с современными системами семейного воспитания. Декабрь: Анкетирование, наглядная агитация, консультация, беседа.
Анализ анкетирования, Семинар – практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников».
2. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми. Январь: Сбор игр, и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека (примерный план) игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий, а именно морфологического анализа.
IYСамореализация
1. Участие в системе методической работы в ДОУ. Февраль: Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итогов. Открытое занятие с использованием ТРИЗ технологии и морфологического анализа, самоанализ занятия.
2. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей их эмоциональное отношение к занятиям с применением морфологического анализа. Март: Занятие, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Май: Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май, план по осуществлению дополнительных разработок самообразования.
Перспективный план работы в подготовительной группе:
Сентябрь- декабрь 2012 года.
Коммуникация:
1.     Перессказ сказки "Гуси - Лебеди" с изменением эпизодов.
2.     Составление описательного рассказа"Осень золотая в гости к нам пришла"
3.     Составление рассказа "Чудо цветок"
4.     Составление сказки "Путешествие волшебной снежинки".
Рисование:
Рисование "Овощи с другой планеты"
Рисование "Самый лучший дом "
Рисование "Чудо цветок".
Рисование "Волшебная снежинка".
Конструирование:
Конструирование "Волшебный мост"
Конструирование "Необычный пассажирский транспорт"
Конструирование "Я построю себе дом!"
Конструирование "Машина инопланетян"
Январь- май 2013 год.
Коммуникация:
Составление сказки "Волшебство зимнего леса"
Составление сказки "Таинственный остров"
Составление сказки "Путешествие на ковре-самолете"
Составление рассказа "Полет на другую планету".
Составление сказки "Сказка мудрого лесовичка"
Рисование:
Рисование "Зимний лес"
Рисование "Снеговик - инопланетянин"
Рисование "Чудо-зверек"
Рисование "Платье для мамы"
Рисование "Самый красивый букет цветов"
Конструирование:
Коснструирование "Робот"
Коснструирование "Машина будущего"
Коснструирование "Необычная мебель"
Коснструирование "Ракета"
Коснструирование "Взлетит - не взлетит"



ЛИТЕРАТУРА
И тут появился изобретатель/ Альтов Г. – Москва.- 1989
Как стать гением: Жизненная стратегия твор ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994
Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель/ Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. — Санкт-Петербург.- 1995
Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига, 1993.
Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
Вопросы психологии. —1975. — № 5. — С.166
Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий